Торговые секции
Время сервера —

Центр стратегических разработок выпустил доклад с критикой контрактной системы госзакупок

Центр стратегических разработок выпустил доклад с критикой контрактной системы госзакупок Если подход к закупкам не поменять, они будут и дальше развиваться как отдельный инородный рынку элемент, а это уже не просто «не поможет» экономическому развитию страны, но и навредит: объемы неэффективно используемых средств будут ежегодно расти. Об этом говорится в докладе «ГОСЗАКУПКИ. Какой должна быть контрактная система?», выпущенном Центром стратегических разработок.

Согласно тексту доклада, по итогам проведения процедур отбора заказчики заключили в 2016 году около 3,5 млн. государственных контрактов на общую сумму более 5,5 трлн. рублей и с совокупным разнообразием ассортиментного состава около 12 млн. товарных позиций. Грандиозны объемы закупок отдельных юридических лиц. В этом сегменте контрактной системы в 2016 году были разыграны 1,5 лотов на общую сумму около 26 трлн. рублей.

Контрактная система играет важнейшую системообразующую роль в российском обществе. Именно поэтому заказ государства и отдельных видов юридических лиц формирует экосистему, в которой развивается и под которую подстраивается весь российский бизнес. Вместе с тем, контракты и договоры часто становятся поводом для историй о коррупции, говорится в докладе.

Закупки стали самостоятельной сферой после введения Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его принятие было первой официальной попыткой системно регулировать сферу, но, как говорится в докладе, этот закон ограничивался только этапом размещения госзаказа, то есть был фрагментарным.

Устранить пробелы должен был Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изначально в этот закон вкладывали верные принципы: ориентир на достижение результата — закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д. Но после четырех лет работы закона, как считают авторы доклада, можно констатировать: он неэффективен. Отказаться от модели «процедуры ради процедур» не получилось: деньги в контрактной системе распределяются в основном механически, ни заказчик, ни поставщик не ориентированы на экономию и результат. По сути, в законе о контрактной системе был воспроизведен старый подход.

Ознакомиться с полным текстом доклада можно, пройдя по ссылке.