Торговые секции
Время сервера —

Электронная торговля в 2007 г.

7 июля 2008 Пресса о нас

 

В начале июля представители Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), основываясь на своих исследованиях и данных Росстата и Торгово-Промышленной Палаты РФ, представили свое видение состоянии электронной торговли по результатам 2007 года. Определенную задержку с подведением итогов исследования они объяснили сложностью поиска необходимых данных и поздним их получением в основном от государственных органов власти.

Основная информация была предоставлена участникам мероприятия Антоном Никольским, исполнительным директором НАУЭТ, отметившим, что общий объем электронной торговли в РФ за 12 месяцев 2007 года составил 7,906 млрд. долл. (объем рынка в 2006 году — 6,078 млрд. долл.), однако, это не полная цифра — по методике исследования сюда не вошли все без исключения электронные платежи между пользователями, транзакции, выполненные в рамках проектов операторов сотовой связи (мобильная коммерция), и такой активный сегмент рынка, как интернет-трейдинг. С ними, признает г-н Никольский, цифры могли бы получиться более значительными.

Наиболее активно в прошлом году действовали, конечно, ритейлеры. В этом сегменте темпы роста самые большие — оборот составил 3,250 млрд. долл. против 2,08 млрд. долл. в 2006 году. Отметим, что в эту сумму входят товары и услуги, заказанные непосредственно через сеть Интернет. По мнению НАУЭТ, в настоящий момент в России действует более 2 тыс. реально работающих интернет-магазинов и подразделений розничных компаний с оборотом более 1 млн. долл. в год каждый. Был представлен и рейтинг ТОП-25 интернет-магазинов, правда, без точного указания их оборотов. Первая тройка достаточно точно отражает потребности пользователей — это книги, CD/DVD (магазин Ozon), запчасти для автомобилей (Exist.r), а также компьютерное оборудование (Nix.ru). Как это ни странно, не смотря на значительные продажи цифровой техники, интернет-магазины таких компаний, как “Евросеть” и “Связной”, работающие в сфере продаж мобильных терминалов, оказались только на восьмом и девятом местах соответственно, пропустив вперед “традиционные” компании, продающие бытовую технику и электронику (“М.Видео”, “Техносила”), а также компьютерное оборудование (Ultra). Из магазинов, поставляющих продукты питания, в рейтинге отмечен только “Утконос” (10-е место), наиболее крупным поставщиком подарков и цветов оказался SendFlowers (17-е место), программного обеспечения — Softkey (21-е место), а спортивных товаров — “Спортмастер” (22-е место).

Электронная торговля в государственном секторе — второй по обороту сегмент с показателем 2,3 млрд. долл. за год (в 2006-м — 890 млн.долл., но это только объем электронных аукционов без запроса котировок и прочих форм размещения заказов). При этом, говорит Антон Емельянов, председатель комитета по электронным торгам и информационному обеспечению НАУЭТ, ключевыми событиями этого сегмента стали принятие Постановления Правительства РФ, определяющего порядок проведения электронных аукционов, а также законодательное закрепление номенклатуры товаров и услуг, подпадающих под обязательное размещение на аукционе. Между тем проявлять активность на этом рынке государственным заказчикам мешает законодательное ограничение на максимальную сумму госзаказа в каждом предложении, выставляемом на торги. Пока государственные органы власти могут выставлять в электронной форме заявки на получение товаров и услуг от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., что, естественно, существенно ограничивает их пожелания в проведении торгов электронным способом. Это ограничение должно быть снято к 2010 году, но и сейчас есть определенные сдвиги — с начала 2006 года к настоящему моменту, по информации Росстата, проведено 72 820 электронных аукционов, причем их большая часть пришлась на первые два квартала 2008 года.

Крайне активна в электронных аукционах Республика Татарстан — 16,2 тыс. аукционов на 4,9 млрд. рублей (здесь и далее использованы данные Росстата). На втором месте Ростовская область — 3,5 тыс. аукционов в электронной форме с объемом 1,6 млрд. руб. И на третьем — Москва (скорее всего, из-за ограничений на максимальный размер лота) с 1,2 тыс. аукционов на 1,1 млрд. руб. Развитию подобных систем, признали участники мероприятия, способствует четкая нормативная база в отношении технических требований к проведению таких торгов, существует и сеть удостоверяющих центров (более четырехсот), где коммерческие предприятия-подрядчики могут оформить все необходимые документы для участия в таких мероприятиях.

Третий по обороту сегмент электронной торговли — сектор B2B с показателем 2,288 млрд. долл. за 12 месяцев 2007 года (в 2006 году — 1,723 млрд. долл.). В этом сегменте отмечается интересная тенденция — крупные коммерческие компании с государственным участием (“Гаспромнефть”, “Почта России”), а также операторы связи (“Большая тройка”) и энергетические компании переводят свои закупки в электронную форму, что позволяет экономить значительные средства на проведении подобных аукционов. Среди крупнейших коммерческих площадок, ориентированных на торговлю между юридическими лицами, НАУЭТ отмечает Setonline (многоотраслевая), B2B-energo (энергетика), Usetender (многоотраслевая), а также Idk (сельское хозяйство). Кроме того, в 2007 году заработал ряд новых моно-площадок, в частности, у таких предприятий, как Mirax, “Сибур” и т. д.