Торговые секции
Время сервера —

Частные торги выведут из-под контроля ФАС

27 августа 2013 Новости SETonline

   Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не собирается вмешиваться в торги в коммерческом секторе. До сих пор под антимонопольный контроль попадали все без исключения конкурсы и аукционы – от закупки канцтоваров частными фирмами до продажи ценных бумаг.

   ФАС решила уточнить сферы применения закона «О защите конкуренции» к торгам частных компаний, следует из подготовленного ведомством проекта поправок в этот нормативный акт. На данный момент антимонопольные требования распространяются на все торги и запросы котировок, включая тендеры, проводимые коммерческими структурами для собственных нужд. ФАС же предлагает контролировать только обязательные торги, то есть проводимые органами власти, а также – если это предусмотрено законом – предприятиями с госучастием, субъектами естественных монополий и так далее.

   – Таким образом, 5 млн индивидуальных предпринимателей и сотни тысяч малых и средних предприятий будут избавлены от необходимости проводить торги по сложной и достаточно обременительной процедуре, кроме случаев предусмотренных законом, – прокомментировали «Известиям» в ФАС.

   То, что под действие антимонопольного закона пока попадают все без исключения торги, создает «угрозу тотального контроля за торгами, проводимые предприятиями малого и среднего бизнеса», признают в ФАС. Но хотя теоретически антимонопольщики могут контролировать конкурсы и аукционы частных компаний, на практике этим правом они не пользуются, настаивают в ведомстве Игоря Артемьева.

   Частный сектор, опасаясь проблем с ФАС, массово отказывается от конкурсных процедур при закупках, уверяют в своих материалах эксперты Национальной ассоциации институтов закупок. Это, в свою очередь, приводит к росту цен на закупаемые сырье, материалы и оборудование, росту издержек и потере конкурентоспособности. О том же говорят опрошенные «Известиями» организаторы торгов.

   Сейчас, рассказывает старший юрист Art de Lex Ярослав Кулик, основная масса примеров применения закона «О защите конкуренции» к частным торгам касается действий управляющих компаний при проведении торгов на капитальный ремонт домов, в том числе тех, которые проводятся за счет средств Фонд содействия развитию ЖКХ. Между тем, на эти торги закон о размещении заказов не распространяется, и их правила устанавливают органы госвласти субъектов и местного самоуправления. Даже заключение договоров по результатам таких торгов для управляющих компаний не обязательно, так как работы финансируются частично за счет средств собственников квартир.

   В прошлом году, приводит пример Ярослав Кулик, комиссия Управления ФАС по Владимирской области заподозрила, что местные фирмы «Управляющая компания» и «Строитель-С» договорились о фиктивном конкурсе на ремонт крыши многоквартирного дома. Несмотря на то, что формальной обязанности выбирать подрядчика именно через конкурс у «Управляющей компании» как у коммерческой структуры не было, антимонопольщики признали фирмы нарушителями на основании закона «О защите конкуренции». «Управляющая компания» и «Строитель-С» пытались оспорить решение ведомства в суде, но Владимирский арбитраж поддержал УФАС.

   – Предлагаемая поправка в закон «О защите конкуренции» будет крайне полезна частному бизнесу, который в результате его реализации может справедливо рассчитывать на снижения административного регулирования предпринимательской деятельности: не будет риска использования полномочий ФАС как инструмента решения споров между конкурентами, компании смогут оптимизировать затраты при закупках или продать активы по максимальной цене, не боясь при этом установить ограничения к участникам, что будет способствовать развитию конкурентных торговых практик в частном бизнесе, – уверен Ярослав Кулик.

   По мнению Светланы Тарнопольской из Коллегии адвокатов «Юков и Партнеры», гарантий, что внесение поправок в антимонопольное законодательство повысит интерес частного бизнеса к проведению торгов, нет.

   – Далеко не очевидно, что именно нормы «Закона о защите конкуренции» – главный сдерживающий фактор для развития рассматриваемого института. В числе других можно назвать как недостаток правового регулирования процесса проведения таких торгов (зарегулирована только сфера обязательных торгов), так и отсутствие традиции использования торгов (в первую очередь аукционов) как инструмента гражданского оборота.

   Впрочем, в российской практике были примеры корпоративных торгов на достаточно крупные суммы. В конце 2011 года, например, структуры Николая Егорова и Сослана Хоребова выставили на аукцион 47,65% уставного капитала (63,5% голосующих акций) Мурманского морского торгового порта и в конечном итоге продали пакет за 7,65 млрд рублей.

   Публичное обсуждение предложенных ФАС поправок уже завершилось. Если законопроект будет принят, он может вступить в силу уже в четвертом квартале текущего года.

 

   

Текст взят с источника: http://izvestia.ru