«Электронные площадки начали борьбу за закупки госкомпаний»
На электронных площадках госкомпании разместили за первое полугодие 2015 г. заказ на 1,9 трлн руб. – 24% их закупок (оценка Минэкономразвития). Зарабатывают площадки на обеспечении, которое вносит потенциальный поставщик, затем деньги размещаются в банках. Рынок почти не регулируется: нет требований к владельцу площадки, безопасности, устойчивости, отмечало Минэкономразвития. Количество площадок растет – со 120 в конце 2014 г. до более 150 в середине 2015 г. Но заказы распределяются неравномерно – 99% всех закупок проводится на 57 площадках. На 21 площадке было всего по одной закупке. Из 65 крупнейших площадок 17 аффилированы с заказчиком, выяснило Минэкономразвития.
|
Упорядочить рынок должны поправки в закон о закупках госкомпаний, во вторник они были одобрены к первому чтению комитетом Госдумы по экономической политике. Законопроект предлагает правительству определить процедуру отбора площадок. «Отбор – это коррупция в чистом виде», – говорит гендиректор «Тендерпро» Олег Умрихин, нужны понятные критерии. Такие изменения будут предложены ко второму чтению, говорил ранее директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. |
|
АВТОРЫ ПИСЬМА Над «письмом пяти» работали: Сбербанк-АСТ, ММВБ «Госзакупки», «РТС-тендер», ЕЭТП, В2В-Center, «Фабрикант», РТС, биржа «Санкт-Петербург», «Автодор-ТС», «Сэтонлайн», «Закупочные и маркетинговые системы», «Стройторги». Над письмом от НП «Профессионалы электронного рынка» работали: ЭТП ГПБ, Российский аукционный дом, «Тендерпро», «Сэтонлайн», Центр развития электронных торгов.
|
В «письме пяти» предложены такие требования: оператор площадки должен работать не менее двух лет, раскрыть выгодоприобретателей с долей более 51% акций, иметь уставный капитал от 10 млн руб. и такое же финансовое обеспечение.
|
Чемерисов считает требования к капиталу недостаточными: «Мы доверяем сотни миллионов рублей (обеспечения. – «Ведомости») организации, уставный капитал которой 10 млн руб., мы бы предложили 500 млн руб.» Непонятно, зачем раскрывать выгодоприобретателей, если нет запрета на аффилированность заказчика или поставщика с оператором площадки, продолжает Чемерисов. Не предложены требования к финансовой модели, а нужно четко понимать, как и на чем площадки зарабатывают, говорит он.
Не устраивают предложения крупнейших площадок и их более мелких конкурентов. Крупные площадки делают обязательным функционал, который есть у них, но в принципе не так важен, говорит Дмитрий Екимов из Российского аукционного дома. НП «Профессионалы электронного рынка» направили в Минэкономразвития свою версию требований: например, 1000 закупок за три года, раскрытие владельцев 25% акций. Минэкономразвития не комментирует эти предложения. |
Оригинал статьи в газете "Ведомости"