Торговые секции
Время сервера —

Минэкономразвития решило обойти правила ВТО в госзакупках

28 января 2015 Новости SETonline

Министерство экономического развития решило обойти один из важных запретов ВТО в угоду получения преференций отечественным товарам, покупаемых на госзакупках. Сама процедура проведения закупок изменений не претерпит, но эффективность руководителей компаний, покупающих отечественные товары, будет оцениваться выше.

 

Истоки и цель нового законопроекта о госзакупках

 

Внести поправки в законодательство было поручено Кремлем. Так как действующий закон нарушает базовые нормы ВТО, а поддерживать отечественную продукцию Российская Федерация собирается и дальше, президент в своем послании Федеральному собранию дал поручение найти компромиссный вариант.
 

Согласно некоторым источникам в правительстве РФ, внесение изменений в текущий закон о закупках нужен для  изменения долгосрочных программ развития государственных компаний в угоду российскому производителю. Одной из целей при заключении контрактов будет указана необходимость имения определенной доли закупок у отечественного производителя. Согласно поступившему предложению минэкономразвития, долю отечественных компаний станет возможно контролировать посредством оценки показателей эффективности управляющих компаний-претендентов госзакупок.


Суть нового законопроекта

 

На сайте regulation.gov.ru был размещен проект о внесении изменений в закон под номером 223-ФЗ, регулирующий закупки услуг, товаров и работ отдельными видами юридических лиц. Чиновники предлагают отменить пункт 1 части 8 статьи 3 законодательства, согласно которому правительство РФ  имеет право давать приоритет отечественным товарам, а также услугам и работам, оказываемым российскими компаниями, в отношении товаров, работ и услуг компаний иностранного подчинения. Вместо закона о попечительстве властей над российскими компаниями, Минэкономразвития предлагает ввести неоднозначное указание о том, что правительство РФ вправе устанавливать некоторые условия при планировании и осуществлении закупок, выполняемых крупными заказчиками.
 

14 января 2015 года проект был обсужден на совещании, проведенном у Аркадия Дворковича, вице-премьера РФ. Предложения минэкономразвития о реализации новых положений были рассмотрены, детальное же их обсуждение решили продолжить на специальных совещаниях.
 

Возможности нового закона о госзакупках

 

Росимущество и Минэкономразвития совместно с другими отраслевыми ведомствами смогу согласовывать полученные от участников государственных тендеров предложения. При обсуждении долгосрочной программы развития каждой компании будет учитываться уровень эффективности ее менеджмента, который, в свою очередь, будет определяться с учетом преференций российским компаниям. Окончательное рассмотрение таких программ будет проводиться в правительстве, решение по которым будет отображено в специальных правительственных актах.
 

В таких актах также будут даны рекомендации по внедрению механизмов, которые могли бы обеспечить приоритетность закупок у представителей отечественной индустрии. Выполнить требования о поддержке отечественных производителей госкомпании могут несколькими способами:

- организацией конференций для отечественных поставщиков;

- участием в капитале производителей комплектующей продукции, производимой в Российской Федерации;

- организацией передачи технологической и технической документации и трансферта технологий российскому изготовителю.

 

В планах правительства создать информационную систему о потребностях в услугах, работах и товарах для представителей бизнеса. Функционирование системы позволит снизить издержки благодаря заблаговременному формированию производственной базы.
 

Мнения экспертов

 

Сергей Литвиненко, адвокат фирмы «Деловой форватер», считает идею с изменением законодательства рабочей с технической точки зрения с тем условием, что в России будут наличествовать товары, услуги и работы, могущие эквивалентно заменить все то, что предлагают иностранные компании. Адвокат также считает, что обойти ограничения ВТО полностью у государства не получится. В предложенной Минэкономразвития схеме предполагается издать новый правительственный акт, что уже можно трактовать нарушением базовых норм ВТО.


Александр Боломатов, партнер юридической фирмы «ЮСТ», предполагает, что по вопросам реализации задумки чиновников экономического развития госзаказчики будут работать с менеджерами исполнительных компаний неформально. В таком случае доказать их преференции отечественным производителям будет сложнее. Само же существование подобного регулирования неоспоримо вызовет возражения партнеров из Евразийского экономического союза. Юрист также прогнозирует, что Казахстан и Белоруссия захотят быть ближе не к иностранным, а к “отечественными” производителям.
 

Николай Вознесенский, занимающий должность руководителя антимонопольной практики «ГольцблатBLP», опасается, что злоупотреблением новым механизмом правительство потопит себя в распоряжениях, уточняющих нормы и правила действия госкомпаний на рынке государственных закупок. Исключениями могут быть конкретные отрасли, требующие особого отношения. Но даже они могут создать антимонопольные риски. Так, в 2012 и 2013 годах ФАС привлекла деятельность «Газпрома», который действовал по схожему плану, покупая продукцию российских изготовителей. Тогда решения государственной газопромышленной компании были подданы расследованию.
 

Госкомпании с одобрением принимают новый законопроект. Из «Роснефти» сообщили, что они уже к 2020 году планируют локализовать  оборудование, закупаемое для шельфовых проектов. Представители «РусГидро» также рады реализовывать инновационные проекты, которые входят в программу долгосрочного развития. В «Интер РАО» заявили, что по их тендерам и сейчас больше подписано контрактов с российскими структурами. А «Россеть» вовсе обещает разработать комплексное решение для замещения импортируемых товаров, услуг и рабочей силы российским рынком.

 

Текст взят с источника: torg94.ru